Анна Табанина

Американский юмор и уроки жизни

Посол США в России Джон Теффт на днях заявил, что Россия решила отменить свое участие в программе образовательного обмена Future Leaders Exchange (FLEX) на ближайшие два года. Программа работала 21 год, за это время более 8 тысяч российских школьников посетили Соединенные Штаты. С одной стороны, закрытие программы школьного обмена - это следствие ускоряющихся процессов нашей самоизоляции и, видимо, попытка воспрепятствовать "народной дипломатии" в любом виде. В частности, предполагается, что нашим детям лучше не знать, каковы американцы на самом деле, раз уж мы теперь считаем их врагами. С другой стороны, у нас по-прежнему показывают западное кино, в том числе детское - призывы к ограничению его в прокате результатов не принесли.

Поэтому поговорим о новом американском фильме, который выходит на наши экраны. "Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день" снят по одноименной книге Джудит Виорст, которая была опубликована в 1972 году. Прототипами главных героев стали сыновья Виорст: Александр, Энтони и Николас. Книга разошлась по миру тиражом более 2 миллионов экземпляров, получила статус "почетной детской книги" Американской ассоциации литераторов (ALA) и стала одной из книг передачи "Радуга-читальня" (Reading Rainbow), приучавшей юных телезрителей к чтению; писательница получила премию "признание заслуг" от Центра Джорджа Дж. Стоуна и премию "лучшая детская книга Джорджии". "Книга обзавелась целой армией фанатов, - сказал режиссер фильма Мигаль Артета. - Многие представители поколения 70-х выросли на этой книге, помнят ее чуть ли не наизусть и теперь, став родителями, читают своим детям. Многим понравилась история потому, что концепция сюжета признает: да, иногда у нас случаются плохие дни, но это нормально".

На самом деле речь идет не об одном, а о двух днях из жизни ребенка. Александр Купер страдает от непонимания и, как ему кажется, от недостатка любви родителей; он чувствует себя недостаточно крутым, чтобы приглашенные гости пришли на вечеринку к нему, а не к его однокласснику; наконец, он нечаянно поджигает кабинет химии. После полуночи, в день своего рождения, Александр зажигает именинную свечку и загадывает: пусть его родители, братья и сестра наконец-то поймут, что это значит - когда у тебя выдался плохой день. А поскольку все, что загадывают на ночь дети в американских фильмах, к утру обычно неведомым образом сбывается, наступает самый ужасный день в жизни Куперов. Однако в середине дня семейство решает переломить ситуацию.

Поскольку кино - американское, стоит героям принять такое решение, как жизнь налаживается. Твердое следование правилу "все в наших руках" обеспечивает не только хэппи-энд, но и вечеринку со стриптизерами (кино детское, но я ничего не путаю). Куперы начинают бешено радоваться друг другу и настолько интенсивно обниматься по поводу и без, что выглядят даже несколько неадекватно. Но из этого следует вовсе не то, что американцы - тупые, а то, что семья - это главная ценность в нашей жизни, и сначала следует думать о ней, а уж потом обо всех остальных ценностях, удовольствиях и обязанностях.

Фильм посмотреть можно, а с воспитательной целью и детям показать. Даже несмотря на то, что в нем присутствуют американские народные шутки "ниже пояса". Такого рода юмор всегда был глубоко чужд русской культуре, и поэтому я не могу понять, почему все режиссеры дубляжа считают своим долгом сохранять их при озвучке, как будто это большая культурная ценность.

Но в целом это еще один фильм студии "Дисней", который плохому не научит. Потому что, как написал лет двадцать назад Серей Добротворский, "Голливуд - это, прежде всего, умение показать "что такое хорошо и что такое плохо" под таким углом зрения, что любой зритель должен либо согласиться, либо признать, что у него самого непорядок с моралью и элементарными критериями человечности".

Американские детские фильмы проповедуют совершенно приемлемые для нас ценности: друг другу надо помогать, родственников надо любить такими, какие они есть, семья должна быть на первом месте, и нет никого лучше мамы и папы. В этих фильмах нет никакого продвижения идей социал-дарвинизма, одобрения капиталистического стремления к наживе и даже ценностям американской демократии не уделяется болезненного внимания. Фильм про ужасный день Александра исключения не составляет и вполне способен не очень большого ребенка развлечь и чему-нибудь полезному научить. Например, что если родственники, с твоей точки зрения, ведут себя как полные идиоты, ты все равно не должен от них отказываться.

Современное отечественное детское кино подобных уроков преподать не может - хотя бы потому, что его почти нет. Ничего кроме фильма "Вовочка", снятого в 2002 году, в голову не приходит, да и то я не уверена, что он детский. Остаются еще, возможно, некоторые телесериалы с героями-детьми, вроде "Кадетства", "Папиных дочек" или "Семейного бизнеса".

Кроме того, существует разница между детским кино и кино для семейного просмотра. "Семейное" составляет часть так называемой kidult-culture ("детско-взрослой культуры"), то есть предназначено в большей степени для взрослых, которые не захотели вырасти и страдают "синдромом Питера Пена". А детское - именно для детей, которые станут взрослыми и будут за все в жизни нести ответственность. Возможно, детский кинематограф исчезает как таковой, причем во всем мире. Этот невинный с виду процесс может много чего значить в социальном смысле. Впрочем, отечественных вариантов "для семейного просмотра" в прокате тоже нет.

Но не может же быть, чтобы нам совсем нечего было сказать миру или хотя бы собственным детям! Что нужно для того, чтобы детское кино возродилось? Возможно, необходимы "директивы партии и правительства", или должен появиться внятный общественный запрос, или придется ждать появления гения, который сможет создавать по-настоящему хорошие детские фильмы. Или, в конце концов, историческая ситуация должна созреть, чтобы в обществе родились запросы, власть их поддержала и гений - тут как тут.

А может, дело лишь в том, что снимать детское кино просто невыгодно, потому что больших сборов оно не даст? Это был бы весьма неприятный ответ на вопрос о наших традиционных ценностях и смыслах.

Татьяна Шоломова

x