Анна Табанина

Аль Пачино рассказал, как трудно быть актером

В программе нынешнего Венецианского фестиваля 55 фильмов, и cказать, что самые важные из них сосредоточены в основном конкурсе, будет неправдой. Вне зоны борьбы за золотых и серебряных львов интересного очень много. Так, вне конкурса состоялась премьера новой картины автора трилогии Рай, австрийского режиссера Ульриха Зайдля. Она называется В подвале и касается самых темных сторон человеческого сознания, тех, в которые, как в подвальные помещения, свет разума, любви, веры и надежды почти не проникает.

В противовес 62-летнему Зайдлю, другой классик мирового кино, 75-летний Питер Богданович представил в Венеции, тоже вне конкурса, картину, откуда темнота изгнана вообще. Если только это не темнота зрительного зала во время спектаклей и репетиций. She"s Funny That Way (в российском варианте Без любви виноватый) чудесная история девушки по вызову (Имоджен Путс), которая благодаря случайной встрече с режиссером (Оуэн Уилсон) воплощает свою мечту и становится актрисой.

Богданович снял настоящую комедию положений, где одна нелепая ситуация сменяет другую, но каким-то удивительным образом все приходит к счастливому концу. Помимо двух главных здесь еще блестящие второстепенные роли: у Риса Иванса, который изображает почти самого себя приглашенную в бродвейскую постановку звезду из Лондона, и у Дженифер Энистон, создавшей уморительно смешную пародию на психотерапевта, не способного совладать с собственной нервной системой. Ну, а в финале появляется Квентин Тарантино.

Вообще, Венеция-2014 войдет в историю как фестиваль очень сильных актерских работ, причем некоторые исполнители появляются не в одном, а сразу в нескольких фильмах. Самый широкий диапазон у Шарлотты Генсбур. С одной стороны, в Венеции пройдет премьера полной, трехчасовой режиссерской версии второй части Нимфоманки (фон Триер уже приехал), а с другой, Генсбур поучаствовала в мелодраме Три сердца Бенуа Жако сродни тем, что любят показывать на канале Россия.

Здесь Генсбур играет провинциалку из интеллигентной семьи, которая случайно знакомится с парижанином под 50 (у Бенуа Пульворда в Венеции тоже две роли, вторая в Цене славы Ксавте Бовуа, где он играет обаятельного нарушителя закона, похитившего гроб с телом Чарли Чаплина).

Прогуляв по улицам городка всю ночь, влюбившиеся друг в друга с первого взгляда мужчина и женщина договариваются о следующем свидании уже в Париже, на которое он по уважительной причине сильно опаздывает. Она, не дождавшись, отправляется домой, а потом, с женихом, в Америку. Герой же вновь оказывается в том же городке и знакомится с другой красивой женщиной (Кьяра Мастроянни). На этот раз все идет гладко, под звон свадебных колоколов, и только ближе к концу фильма герой узнает, что девушки сестры.

Если бы фестиваль происходил во Франции, попадание Трех сердец в конкурс еще можно было бы понять: поддержка отечественного производителя. Зачем этот фильм Венеции бог весть. Разве что ради удовольствия увидеть на красной дорожке гранд-даму европейского кинематографа Катрин Денев (она играет маму героинь Генсбур и Мастроянни).

Место же главой звезды фестиваля прочно занято Аль Пачино. Он приехал в Венецию с двумя фильмами: конкурсным Манглхорном Дэвида Гордона Грина и внеконкурсным Унижением Барри Левинсона, обе картины представил в субботу, вдохновенно пообщался с журналистами и встретил восторженный прием у публики.

Унижение снято по роману Филипа Рота, причем идея экранизации принадлежит самому Аль Пачино. Он играет состарившегося актера, которому стало невыносимо тяжело выходить на сцену. Ему трудно удерживать в голове огромные массивы текста новых ролей, трудно заставить себя в тысячный раз произносить слова хорошо знакомых персонажей, одним словом, театр перестает быть для него домом, а становится тюрьмой. И он из этой тюрьмы бежит. Но жизнь вне сцены оказывается далека от идеала душевного покоя, о котором он мечтал. А реальность ускользает от восприятия, и все чаще воображаемый мир подменяет собой настоящий.

Герой Аль Пачино в Манглхорне человек куда менее романтической профессии: он слесарь, который зарабатывает на жизнь изготовлением ключей и вскрытием замков. Но в трактовке режиссера Дэвида Гордона Грина в этой профессии проступает что-то метафорическое, намекающее, что в прошлом героя осталось много наглухо закрытых дверей.

По сути, обе картины о том, что в любом возрасте не надо позволять своему прошлому, как бы ты ни был к нему привязан, убивать настоящее и перечеркивать будущее. Оба фильма настоящий бенефис Аль Пачино, и в обоих у него прекрасные партнерши, не стушевавшиеся от пребывания в кадре со звездой такого масштаба: Грета Гервиг в Унижении и Холи Хантер в Манглхорне.

С большой долей вероятности можно предположить, что именно Аль Пачино станет лауреатом Кубка Вольпи главной актерской награды фестиваля. Впрочем, у него уже есть серьезный соперник: Эндрю Гарфилд.

Сняв костюм человека-паука, Гарфилд сыграл главную роль в фильме 99 домов американского режиссера иранского происхождения Рамина Бахрани. Его герой, мастер на все руки, теряет работу, а вместе с ней и возможность выплачивать ипотеку. Дом, где он живет с матерью (Лора Дерн) и маленьким сыном, отбирает банк, и семья оказывается в мотеле. Но вскоре герой Гарфилда получает странное предложение: стать подручным того самого агента по недвижимости (Майкл Шеннон), который изгоняет должников из их домов.

Социальный памфлет на любимую российской аудиторией тему в Америке тоже плачут на наших глазахоборачивается тончайшей психологической драмой, где герой вынужден постоянно возвращаться к одному и тому же вопросу: можно ли ради спасения своей семьи заниматься нерукопожатным делом? К ответу нет Бахрани подводит нас виртуозно и с большим тактом. Так что награда за режиссуру для 99 домов тоже весьма вероятна.

Если в программе фестиваля и социальность, и политика уверенно заняли важные места, то в своем внутреннем устройстве Венеция-2014 демонстративно вне политики. Фестиваль будто говорит всему миру: есть отдельная страна, кинематограф, и отношения в ней складываются по своим законам.

Мы хотим иметь дело с людьми, которым доверяем, заявил директор фестиваля Альберто Брера на открытии Венецианского кинорынка, когда представлял своих официальных партнеров: РОСКИНО, которое, при поддержке Аэрофлота, сотрудничает с Венецианским кинорынком с 2012-го, и китайскую компанию IQIYI.com Inc., примкнувшую к команде в этом году.

Все на свете связано с Родиной. У каждого из нас она своя, но у всех собравшихся здесь есть еще одна родина это фестиваль. Мы все из разных стран, но Венеция стала для нас домом, сказала на открытии кинорынка глава РОСКИНО Екатерина Мцитуридзе.

И пригласила всех в Северную Венецию на петербургский Медиа Форум, который будет в этом году проходить впервые. И который, как надеются его организаторы, несмотря на старт в сложнейшее время, будет жить долго.

Лариса Юсипова, "Известия"

x